Истории, которые вдохновят вас на большее
Помочь проекту

Анатолий Иванович Пушкин

Можайский район, Московская область, 1945
4
Сказать спасибо
Поделиться

Анатолий Иванович Пушкин (17 (30) мая 1915 — 15 апреля 2002)

 

Родился 30 мая 1915 года в деревне Суконниково (ныне Можайского района Московской области) в семье рабочего. После смерти родителей отца в 1928 году вместе со всей семьёй переехал в Москву. В 1931 году окончил 7 классов школы в Москве, поступил на токарные курсы завода «Аремз». Работал механиком в авторемонтных мастерских. Обучался в аэроклубе Бауманского района Москвы.

 

В Красной Армии с августа 1933 года, был призван по партийному спецнабору в ВВС. Поступил в Военную школу морских лётчиков и летнабов имени И. В. Сталина в Ейске, но в декабре 1933 года был переведён в 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде, которую окончил в 1934 году. С декабря 1934 года служил в ВВС Белорусского военного округа: пилот и младший лётчик 5-й и 10-й эскадрилий, с февраля 1938 года командовал звеном в 12-й отдельной авиаэскадрилье (Витебск, Смоленск). Воинское звание лейтенант присвоено в 1937 году.

 

С марта по август 1938 года находился в правительственной командировке в Китае, участвовал в японо-китайской войне в составе бомбардировочной эскадрильи. Во время одного из боевых вылетов самолёт Пушкина был подбит, пришлось произвести посадку в горах без шасси. Особенно отличился при уничтожении японских кораблей на реке Янцзы. Всего в Китае выполнил 15 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. За боевую работу в Китае был награждён своим первым орденом — орденом Красного Знамени.

 

С ноября 1938 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 31-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Белорусского военного округа. Вместе с полком принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года и в советско-финской войне 1939—1940 годов. В Финляндии выполнил 18 боевых вылетов. За выполнение боевых заданий награждён вторым орденом Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1939 года.

 

В марте 1940 года назначен на должность помощника командира 135-го бомбардировочного авиаполка ВВС Харьковского военного округа (Харьков). В январе 1941 года направлен учиться на курсы усовершенствования командиров авиаполков при Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА. По их окончании вернулся в полк и назначен заместителем командира полка.

 

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года, когда полк был переброшен на Центральный фронт и участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В сентябре полк был передан Юго-Западному фронту, участвовал в Киевской оборонительной операции. В октябре 1941 года назначен командиром 52-го ближнебомбардировочного авиаполка 79-й авиационной дивизии ВВС Южного фронта. Полк под его командованием успешно действовал в Донбасско-Ростовской оборонительной операции, в Ростовской и Барвенково-Лозовской наступательных операциях, в Харьковском сражении, в Донбасской оборонительной операции 1942 года. К февралю 1942 года командир полка А. И. Пушкин выполнил 40 боевых вылетов.

 

За образцовое выполнение боевых заданий Командования и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года майору Пушкину Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

В августе 1942 года назначен на должность заместителя командира 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии. Дивизия активно участвовала в Сталинградской битве и в Ростовской наступательной операция в январе 1943 года. В январе 1943 года А. Пушкин был направлен на учёбу и к июлю окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА. По их окончании вернулся в дивизию, которая за боевые отличия в октябре 1943 года получила гвардейское звание и была преобразована в 6-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. В рядах этой дивизии участвовал в Миусской и Донбасской операциях, в битве за Днепр, в Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской наступательных операциях.

 

С июня 1944 года — командир 188-й бомбардировочной авиационной дивизии, завершил её формирование в Московском военном округе. В августе 1944 года прибыл с дивизией в 15-ю воздушную армию 2-го Прибалтийского фронта. В апреле 1945 года дивизию передали в 16-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта. Дивизия под его командованием принимала участие в Режицко-Двинской, Прибалтийской наступательных операциях, в блокаде Курляндской группировки противника, а завершила боевой путь в Берлинской наступательной операции. За годы войны А. И. Пушкин совершил 70 боевых вылетов.

 

После войны продолжил командовать той же дивизией, которая сначала входила в Группу Советских оккупационных войск Германии, а затем была передана в Закавказский военный округ. В январе 1950 года назначен старшим инспектором Инспекторской группы при Главкоме ВВС. С декабря 1952 по ноябрь 1954 года обучался в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, которую окончил с золотой медалью.

 

С декабря 1954 — заместитель командира 66-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса 30-й воздушной армии Прибалтийского военного округа, с августа 1955 — командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии в той же армии, с июля 1956 — помощник командующего, а с марта 1957 — первый заместитель командующего 30-й воздушной армией. С июля 1959 года — командующий ВВС Южной группы войск (Венгрия). С августа 1967 года — командующий 36-й воздушной армией в составе Южной группы войск. С ноября 1967 года служил заместителем начальника Управления боевой подготовки ВВС СССР, с августа 1969 — заместителем начальника Главного штаба ВВС СССР по лётной службе. С июня 1971 года — заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н. Е. Жуковского по оперативно-тактической подготовке.

 

В декабре 1975 года генерал-лейтенант авиации уволен по возрасту в запас. До 1989 года работал в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР. В 1964 году стал депутатом Верховного Совета Украинской ССР. В 1991 году избран президентом межрегиональной ассоциации воинов-интернационалистов (МАВИ).

 

Умер 15 апреля 2002 года. Похоронен в Москве на кладбище «Ракитки».

 

В 1952 году у него родилась дочь Маргарита, впоследствии известная рок-поэтесса, работавшая с группами «Ария», «Мастер» и др. На рассказах бывалого лётчика во многом основана песня «Арии» «1100» с альбома «Герой асфальта» (1100 метров — это оптимальная высота для бомбометания).

 

Источник: Список воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза за боевые подвиги в Сталинградской битве

 

Хочу рассказать историю своего ветерана

Добавить героя

В свободной форме, не менее 500 знаков. Обязательно укажите фамилию и имя героя, город, в котором он живет, и дату совершения подвига
Вы можете прикрепить фото в форматах .jpg, .png
Редактор сайта напишет вам, если появятся вопросы по истории
Все истории проходят премодерацию. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации без объяснения причин
4
Сказать спасибо
Поделиться