Истории, которые вдохновят вас на большее
Помочь проекту

Оксана Вишнякова

Саранск, Республика Мордовия, 1993
3
Сказать спасибо
Поделиться

Оксана Вишнякова - талантливый режиссёр крупнейших мероприятий в Мордовии. В 2022 году Оксана Вишнякова стала героиней книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает её историю.

- Оксана, расскажите о вашем распорядке дня, у творческого человека он непредсказуем или же, наоборот, это очень стабильно?

- В основном, когда я записываюсь на маникюр или еще что-то, то с поправкой на то, что попаду туда не точно. И о чудо, если все случится так, как запланировано. В основном, у меня ненормированный рабочий день. В Республиканском дворце культуры - Мордовской госфилармонии, меня встречают и провожают вахтеры и доблестная охрана. Режиссеры искусств - это не богема, а рабочие лошадки. Я могу выехать из дома в 6 утра и вернуться ближе к полуночи, если я чувствую, что не закончила работу на этот день.

Первую половина дня, когда нет коллег-артистов, я посвящаю своим планам. А когда появляется народ со своими желаниями и потребностями, идеями - каждому нужно уделить внимание, и народному артисту, и начинающему солисту, и музыканту, и хореографу. Если брать мою основную работу в Мордовской государственной филармонии, то у нас очень большой штат «классиков», «народников» и «эстрадников». Кого только нет!

Мой дар и наказание одновременно - я безотказный человек. Сначала говорю «да», как в том странном и смешном фильме с Джимом Керри, а потом изворачиваюсь, как уж на сковородке, потому что всё это надо реализовывать. Вот недавно только отказала министру образования с проведением Дня учителя, потому что я в отпуске, я в домике, меня нет. Проект Народной премии "Время героев" от проекта «Подвиги» очень интересный. Сначала я задумалась, мол а подхожу ли я для него, а потом посчитала, сколько я осуществляю в год проектов - больше 60! Наверное, да, герой. Ну, как минимум герой труда (у меня и удостоверение есть). - Вы с детства такая активная? 


- Наверное, из детства, но в детском саду Снегурочкой я не была. И режиссером быть не планировала. Все мечтают быть артистами, космонавтами, учителями. Я в детстве мечтала быть Аллой Пугачевой либо Владимиром Высоцким.

Конечно, все из семьи! У меня семья - трудовая интеллигенция. Мама прекрасно пела, была человеком-праздником. Она привила мне мысль, что нужно сделать так, чтобы было хорошо твоим близким, независимо от того, родные они тебе они или нет. Папа - художник. Раньше интернета не было, нужны были художники-оформители. Поэтому художественное начало было. Но активистом и лидером я не была.

Где-то в школе, наверное, разглядели во мне потенциал. Завуч говорила: «Вишнякова, почему ты, как Агузарова, ходишь по школе?» Всегда какой-то андеграунд присутствовал при моей комсомольской юности. Меня быстро приняли в комсомол, потом лагерь творческого актива, попала в творческую атмосферу. Это было счастье единомышленников. А в режиссеры я попала вообще случайно, из-за того, что не хотела быть как все. 
- Оксана, откуда берутся силы? Они же не бесконечны…


- Они берутся в эмоциях. Вдохновение рождается, но подкрепляется трудом. Если лениться, то проекты не родятся. А еще я научилась отдыхать по японской технологии: падаю на свой маленький диванчик в кабинете, лежу 15-30 минут. Либо просто лежу, либо думаю. Так я сочиняю песни и стихи.

В каждом проекте огромного количество нюансов! Ты начинаешь работать с художниками, техниками, музыкой, светом, лично договариваешься о покраске и так далее, говоришь с каждым артистом, успокаиваешься только тогда, когда проект завершён - и завершён с хорошими отзывами. Приятным бонусом может стать и звонок от министра культуры, если только Светлана Никитовна звонит с благодарностью, а не с очередным «заданием». Еще я иногда пишу речитативы, рэп-партии для певцов. И когда говорят им, что это очень прикольно, необычно, мне как автору приятно! Моя команда большая, но по сравнению с творческими бригадами, например, из Москвы, она крохотная. На Чемпионате мира в Саранске в 2018 году, например, мы тоже работали, это интересно. В общем, силы берутся от природы, людей и от маленького дивана в кабинете. И, конечно, от искренней благодарности или оценки труда. 

- Над чем интереснее работать: над взрослыми мероприятиями или детскими?

- Детские и взрослые мероприятия разделять нельзя. Есть момент новизны, с чем ты не сталкивался, это интересно. Или тот же мюзикл или сказка, когда я взяла оригинальные голоса из фильма «Любовь и голуби» и применила это на сцене с артистами нашими, вставив номера, это интересно. 

У режиссеров, независимо от того, театральный или кинорежиссер, есть фраза: трюк работает два с половиной раза. Это применимо и к кавээнщикам и к кому угодно. Когда ты делаешь первый раз - интересно и неизведанно. Когда второй раз то же самое, но по-новому - тоже интересно. А следующие разы ты борешься сам с собой.

В некоторых фестивалях интересна сама детвора, которая может что-то совершить. Если мюзикл с ребятишками - то присоединяю взрослых. Получается интересный синтез, они черпают энергию друг от друга, они ловят кайф. Конечно, всегда интересно работать с молодежью. Я люблю фолк, но мне этого мало, фолк должен превратиться в фолк-поп или фолк-рок. В молодежный проект нужно что-то внедрить, чего они не знают, и взрослым показать, это всегда интересно. 
- А идеи где берете? Каждый ваш проект – это что-то новое и необычное. 

- Когда я училась в Рязани в Московском государственном университете культуры и искусств, мой тогдашний мэтр сказал: прежде чем взять пьесу, нужно изучить автора. Что это за человек, откуда он все берет. В общем, сначала "шерстим" материал, внедряемся в тему, а потом уже можно дофантазировать.

Если говорить о Мордовии, то это маленькая республика, Саранск - маленький город. У нас нет технологичного прогресса, многого нет. Экраны маленькие. Да всё у нас какое-то «маленькое, миленькое, местами устаревающее, но родное». Главное богатство нашей республики – это люди! И, как правило, в творческих проектах под открытым небом мы «берём» людьми, их количеством, они - наше главное достояние. Поэтому мы их любим, бережем, гордимся ими. И с командой мы выдумываем, как на простых моментах можно покреативить. Благо, люди такие подобрались, они из ничего делают чудеса. И роботов мне принесут, и колеса деревянные. Если мне вдруг нужны разноцветные фартуки 50 штук, а в смете они не предусмотрены, то я достаю свои 12 тысяч и заказываю пошив. Потому что надо! Нужно, чтобы голуби полетели, значит они полетят!  Это же мое детище, я над ним трудилась, будь это или пролог 5- или 20-минутный, или 2-часовой праздник.  А вообще, творческий процесс дело сложное.  Может пройти не один день, пока идея или золотая мысль посетит твою «бедную» голову.

- В какой момент случился первый успех? 


- Я закончила школу в 1991 году, поступила в Республиканское училище культуры. Все удивились, что я с хорошими оценками пришла в училище. Потом я поступила в Рязань, училась на заочном. Для профессии режиссера этот этап был важным: есть момент обучения, плюс ты работаешь, оттачиваешь навыки. Конечно, по итогу не все становятся режиссерами, многие в группе не понимали, зачем пришли. Рязань - это дух, Есенин, Москва за нами. Я даже сыграла роль Милдрет в «451 градус по Фаренгейту».

Первые успехи и разочарования - это всё студенчество. Я начинала как режиссер Городского центра культуры, это клубная работа. Когда ты сам и ставишь, и играешь, елки новогодние проводишь. Потом проходит время, ты понимаешь, что нужен новый вызов, новая ипостась. Пошли "Студенческие вёсны" в МГПИ и МГУ. Вот это, наверное, становление личности. Когда опыта немного, но поиск идеи, единомышленники. Помню студвесну факультета иностранных языков, нас зарубили. Я рыдала неделю, думала, что это провал. А потом я стала слишком «модным»  режиссером, с кем бы я ни работала - они брали места! Это было прекрасное время!


В 2000-е  годы образовался режиссёрский отдел в Филармонии – РДК во главе с Владимиром Шараповым, много чего было заложено и придумано в те годы. Примерно оттуда появились различные благотворительные проекты, обязательно новогодние. Например, «Ёлки Главы» - так они называются в простонародье.  Это новогоднее представление для детей из республиканских детских домов, для малоимущих и многодетных семей. Это сейчас есть волонтёрские центры и добровольцы, помогающие в соцпроектах, тогда этого не было, и мы всё делали сами. Устраивали «игротеки» в фойе, хороводы у ёлочки и большое шоу-представление на сцене. Иногда я сама Снегурочку играла. И каждый год ты выдумываешь что-то новенькое. Помню, когда моей дочке было года три, мы поехали в лагерь навестить других детей. Дочка по дороге захотела на карусели. Остановились. Попросились войти. Там были дети и воспитатели, и они мне с «порога» заявили: «Ой! Да вы наша Снегурочка». Узнали. Приятно. Ну и я с ними сыграла в игру «Идём в Обсерваторию». Мои «60 проектов» - это не шоу-бизнес, иногда ты просто делаешь то, что должен.
 
- Оксана, всё идет из семьи?

Всё идет из семьи! В поход - значит, в поход. За грибами - значит, за грибами. Работать на даче – так работать. У нас не было ничего сверхъестественного: ни автомобиля, ни гаража. Но при этом мама к каждому празднику устраивала «пир на весь мир», пекла торт и шила себе платье у «кутюрье»! Помню, в 1985 году мы всей семьёй ездили в Москву. А там в то время проходил фестиваль молодежи и студентов.  Было очень красиво. Куклы-Катюши, лимонад тархун с фестивальной ромашкой на крышке.  Отдыхали в столице  целую неделю. Ходили в цирк к Юрию Никулину, в театр Образцова, в Парк Горького. А из Москвы мы вернулись с желанными покупками, брату подарили железную дорогу, которую он впоследствии сломал, а мне игрушку «Волк ловит яйца». Родители нас очень любили, поэтому никогда не жалели денег на «чудо». А зарплаты у родителей были очень средние.

Я очень хотела в музыкальную школу, играть на фортепьяно. Приняли. Училась, но огонек потом погас. Хотя музыку я не бросила, в школе была вокалистом и играла на бас-гитаре в ВИА. Кстати, вот брат у меня (он младше на 6 лет) точно героический. Когда он пошел служить в армию, в воздушно-десантные войска , через год службы началась вторая Чеченская война. Конечно, он попал туда. Добровольцем. Для всей нашей семьи это был шок. Ни связи, не телефонных звонков. И слава Богу, брат вернулся живой, не искалеченный. Если только внутренний мир меняется у всех, пришедших с войны. Медалью "За Отвагу" и  часами от Путина до сих пор не кичится, это я горжусь его наградами, как и им самим! Кстати, он очень творческий человек, и по одному из образований тоже режиссёр!

- Какую роль ваша семья играет в вашем творчестве? 

- Моя дочь учится в МГУ им. Н.П.Огарёва - в ИНК на третьем курсе на медийщика. Мой «мэн-френд» - человек не искусств, но он очень хороший критик. У творческого человека много сомнений, и порой нужен взгляд со стороны. Но все решения за тобой, конечно. Нужно учиться на собственных ошибках и не давать слабинку, порой дожать. Если, к примеру, шар должен быть большой, то он и должен быть большим, а не таким, какой предлагают. 


- В одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что мечтаете побыть «левой рукой» Президента РФ. Мечта не изменилась?

 - Хм! Это желание не изменилось. «Правая рука» - понятно, она правит. А что значит «левая рука»?  Нафантазируешь чего-нибудь себе…. А какой завтрак…. А куда дальше…. Приём, объект… Туда-то полетели, дела разные…. И, конечно, просмотр премьеры фильма…  А  я бы такая ходила по левую руку и носила «тревожный чемоданчик». Да, есть такие думы. Было бы, конечно, интересно пообщаться и с Главой Мордовии Артёмом Алексеевичем Здуновым, но пока лично не общались.

- Каких людей вы считаете героями? И что для вас подвиг?

- Для меня герой - преодоление. Либо он "острый меч" - делает свое дело. Если он "затупленный", он не герой. А подвиг - здесь сложнее. Он бывает и мал, и прост, но повторить может не каждый. Вот 90% нашей страны думают, что могут усыновить ребенка, но делают это единицы. Наверное, это ко всему применимо. 

- О чем мечтаете?

О мире во всём мире. О мире без болезней и злобы. О том, чтобы желания исполнялись. Об интересном «бомбическом» проекте и летнем красивом отдыхе. И ещё - сделать селфи на фоне Эйфелевой башни! Что касается работы, то у меня давно висит проект, который полтора-два года никак не продолжу. Называется «Пепел». Это музыкальный спектакль, где главные герои Смерть, Жизнь, Любовь и Война. А ещё моменты подвига и детского отношения к ценности своей жизни. Он не сформирован, на половине пути застрял. Написание пьесы не требует суеты, нужно погрузиться, чтобы никто не мешал. Еще есть задумка более легкого жанра, идея мюзикла, мысли по киноработе. Ну, короче, планов громадьё.

- Не могу не спросить: вы режиссер и вы женщина, насколько это две разных личности?

- Такой вопрос надо задавать моему мужчине, или окружающим меня мужчинам. Сама себя я ощущаю двумя разными женщинами. Одна властная, другая мягкая, но страстные обе!

- И, конечно, вопрос про вашу традиционная кепку, откуда она взялась? 

- Может, я родилась в кепке (смеется). Мне так удобно. Кепка - это мой домик, я в нем как улиточка прячусь. Удобно от солнечных лучей прятаться, от дождя, а еще от слишком прямых лучей чьих-то блестящих глаз. Иногда у меня мысли в кепке собираются. Ну, а еще это мой стиль. Коллекция моих кепок большая. Думаю, что за пятьдесят перевалила. Есть кепки, которые покупаю сама, есть те, которые дарят. Как-то так!- Какой совет можете дать читателям?


- Дочери и окружающим говорю - все познается в сравнении. У кого-то щи пустые, у кого-то жемчуг мелкий. Все идет от сердца и по совести, а совесть - это Бог в тебе. Совет тем, что читает: а ты делай мир лучше в силу своего мастерства!

Я знаю об этой истории больше

Знаете об этой истории больше?

В свободной форме. Пожалуйста, не помещайте в это поле ссылки. Их вы можете прикрепить ниже
Вы можете прикрепить фото в форматах .jpg, .png
Редактор свяжется с вами, если появятся вопросы
Все правки проходят премодерацию. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации без объяснения причин
3
Сказать спасибо
Поделиться