Истории, которые вдохновят вас на большее
Помочь проекту

Оксана Вишнякова

Саранск, Республика Мордовия, 1993
1
Сказать спасибо
Поделиться

Оксана Вишнякова - талантливый режиссёр крупнейших мероприятий в Мордовии. В 2022 году Оксана Вишнякова стала героиней книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Журналист Елена Сергеева специально для проекта «Подвиги» провела интервью с Оксаной и рассказывает её историю.

- Оксана, расскажите о вашем распорядке дня, у творческого человека он непредсказуем или же, наоборот, это очень стабильно?

- В основном, когда я записываюсь на маникюр или еще что-то, то с поправкой на то, что попаду туда не точно. И о чудо, если все случится так, как запланировано. В основном, у меня ненормированный рабочий день. В Республиканском дворце культуры меня встречают и провожают вахтеры и технические работники. Режиссеры искусств - это не богема, а рабочие лошадки. Я могу выехать из дома в 6 утра и вернуться ближе к полуночи, если я чувствую, что не закончила работу на этот день.

Первую половина дня, когда нет коллег-артистов, я посвящаю своим планам. А когда появляется народ со своими желаниями и потребностями, идеями - каждому нужно уделить внимание, и народному артисту, музыканту. Если брать мою основную работу в Мордовской государственной филармонии, то у нас очень большой штат: это оркестр, "народники", вокал, хореография. Кого только нет!
Мой дар и наказание одновременно - я безотказный человек. Сначала говорю «да», как в том странном и смешном фильме с Джимом Керри, а потом изворачиваюсь, как уж на сковородке, потому что всё это надо реализовывать. Вот недавно только отказала министру образования с проведением Дня учителя, потому что я в отпуске, я в домике, меня нет. Проект Народной премии "Время героев" от проекта «Подвиги» очень интересный. Сначала я задумалась, мол а подхожу ли я для него, а потом посчитала, сколько я беру в год проектов - больше 60! Наверное, да, герой. - Вы с детства такая активная? 


- Наверное, из детства, но в детском саду Снегурочкой я не была. И режиссером быть не планировала. Все мечтают быть артистами, космонавтами, учителями. Я в детстве мечтала быть Аллой Пугачевой либо Владимиром Высоцким.

Конечно, все из семьи! У меня семья - трудовая интеллигенция. Мама прекрасно пела, была человеком-праздником. Она привила мне мысль, что нужно сделать так, чтобы было хорошо твоим близким, независимо от того, родные они тебе они или нет. Папа - художник. Раньше интернета не было, нужны были художники-оформители. Поэтому художественное начало было. Но активистом и лидером я не была.

Где-то в школе, наверное, разглядели во мне потенциал. Завуч говорила: «Вишнякова, почему ты, как Агузарова, ходишь по школе?» Всегда какой-то андеграунд присутствовал при моей комсомольской юности. Меня быстро приняли в комсомол, потом лагерь творческого актива, попала в творческую атмосферу. Это было счастье единомышленников. А в режиссеры я попала вообще случайно, из-за того, что не хотела быть как все. 
- Оксана, откуда берутся силы? Они же не бесконечны…


- Они берутся в эмоциях. Вдохновение рождается, но подкрепляется трудом. Если лениться, то проекты не родятся. А еще я научилась отдыхать по японской технологии: падаю на свой маленький диванчик в кабинете, лежу 15-30 минут. Либо просто лежу, либо думаю. Так я сочиняю песни и стихи.

В каждом проекте огромного количество нюансов! Ты начинаешь работать с художниками, техниками, музыкой, светом, лично договариваешься о покраске и так далее, говоришь с каждым артистом, певцом и успокаиваешься только тогда, когда министр культуры звонит и благодарит. Еще я иногда пишу речетатив, рэп-партии для певцов, а хвалят за исполнение всегда их. Говорят, мол это было необычно, а это бальзам на душу для творческого человека. Моя команда большая, но по сравнению с творческими бригадами, например, из Москвы, она крохотная. На Чемпионате мира в Саранске в 2018 году, например, мы тоже работали, это интересно. В общем, силы берутся от природы и от маленького дивана в кабинете. И, конечно, от искренней благодарности или оценки труда. 

- Над чем интереснее работать: над взрослыми мероприятиями или детскими?

- Детские и взрослые мероприятия разделять нельзя. Есть момент новизны, с чем ты не сталкивался, это интересно. Или тот же мюзикл или сказка, когда я взяла оригинальные голоса из фильма «Любовь и голуби» и применила это на сцене с артистами нашими, вставив номера, это интересно. 

У режиссеров, независимо от того, театральный или кинорежиссер, есть фраза: трюк работает два с половиной раза. Это применимо и к кавээнщикам и к кому угодно. Когда ты делаешь первый раз - интересно и неизведанно. Когда второй раз то же самое, но по-новому - тоже интересно. А следующие разы ты борешься сам с собой.

В некоторых фестивалях интересна сама детвора, которая может что-то совершить. Если мюзикл с ребятишками - то присоединяю взрослых. Получается интересный синтез, они черпают энергию друг от друга, они ловят кайф. Конечно, всегда интересно работать с молодежью. Я люблю фолк, но мне этого мало, фолк должен превратиться в фолк-поп или фолк-рок. В молодежный проект нужно что-то внедрить, чего они не знают, и взрослым показать, это всегда интересно. 
- А идеи где берете? Каждый ваш проект – это что-то новое и необычное. 

- Когда я училась в Рязани в Московском государственном университете культуры и искусств, мой тогдашний мэтр сказал: прежде чем взять пьесу, нужно изучить автора. Что это за человек, откуда он все берет. В общем, сначала "шерстим" материал, внедряемся в тему, а потом уже можно дофантазировать.

Если говорить о Мордовии, то это маленькая республика, Саранск - маленький город. У нас нет технологичного прогресса, многого нет. Экраны маленькие. Мы берем людьми, их количеством, они - наше главное достояние. Поэтому мы их любим, бережем, гордимся ими. Мы выдумываем, как на простых моментах можно покреативить. Благо, люди такие подобрались, они из ничего делают чудеса. И роботов мне принесут, и колеса деревянные. Мне нужны разноцветные фартуки 56-го размера - я достаю свои 12 тысяч и заказываю пошив. Потому что надо! Нужно, чтобы голуби полетели. Поэтому трачу пять тысяч и берем голубей. Это же мое детище, я над ним трудилась, пусть это и пролог 20-минутный. Очень трудно что-то придумать, иногда целый день ходишь-бродишь и ничего родить не получается. Иногда мозг отказывается тебе помогать, а потом - раз, мысль посетила голову. 
- В какой момент случился первый успех? 


- Я закончила школу в 1991 году, поступила в Республиканское училище культуры. Все удивились, что я с хорошими оценками пришла в училище. Потом я поступила в Рязань, училась на заочном. Для профессии режиссера этот этап был важным: есть момент обучения, плюс ты работаешь, оттачиваешь навыки. Конечно, по итогу не все становятся режиссерами, многие в группе не понимали, зачем пришли. Рязань - это дух, Есенин, Москва за нами. Я даже сыграла роль Милдрет в «451 градус по Фаренгейту».

Первые успехи и разочарования - это всё студенчество. Я начинала как режиссер Городского центра культуры, это клубная работа. Когда ты сам и ставишь, и играешь, елки новогодние проводишь. Потом проходит время, ты понимаешь, что нужен новый вызов, новая ипостась. Пошли студенческие песни в МГПИ и МГУ. Вот это, наверное, становление личности. Когда опыта немного, но поиск идеи, единомышленники. Помню студвесну факультета иностранных языков, нас зарубили. Я рыдала неделю, думала, что это провал. А потом я стала слишком звездным  режиссером, с кем бы я ни работала - они брали места! Было даже как-то неловко, я называла себя модным режиссером. 

Сейчас все ищут и пытаются выделится, а в 2000-е такого не было. Мы образовали режиссерский отдел во главе с Владимиром Шараповым, много чего делали. Примерно оттуда появились различные благотворительные проекты, обязательно новогодние. Например, елки Главы. Одна елка была для детей из республиканских детских домов, потом для малоимущих и многодетных семей. Иногда я сама снегурочку играла. Каждый год ты выдумываешь что-то. Однажды, моей дочке было года три, мы поехали в лагерь. Дочка по дороге захотела на карусели. Там были воспитатели, они мне заявили: «Вы наша Снегурочка». Узнали. Мои 60 проектов - не шоу-бизнес, иногда ты просто делаешь то, что должен. 
 
- Оксана, всё идет из семьи?

- Всё идет из семьи! В поход - значит в поход. За грибами - значит, за грибами. Я не боялась физических работ. У нас не было ничего сверхъестественного, автомобиля не было. Но при этом мама к каждому празднику шила себе платье, в 1985 году мы ездили на фестиваль молодежи и студентов в Москву, отдыхали там целую неделю, они нас в цирк водили. А когда мы приехали, брату подарили железную дорогу, которую он в последствии сломал, а мне игрушку «волк ловит яйца». Это не было ежедневным баловством, у каждого были обязанности. 

Я очень хотела в музыкальную школу, но огонек потом погас. Хотя музыку я не бросила, в школе была вокалистом и играла на бас-гитаре. Брат у меня героический, он младше меня на 6 лет. Он пошел служить в ульяновские десантные войска, и тогда случилась вторая Чеченская война. Конечно, он попал туда. Для всех это был шок. Слава богу, брат живой, друг его из Самары тоже, мы общаемся. В начале 2000-го вернулся домой с медалью за отвагу, с часами от Путина. Он признавался, что равнялся на меня, на старшую сестру. Мы и сейчас друг друга не бросаем. 

- Какую роль ваша семья играет в вашем творчестве? 

- Моя дочь на третьем курсе, на медиакомунникации учится. Брат - режиссер. Мой, скажем так, бывший друг - строитель, но он хороший критик. Наша сноха - тоже творческий человек. Совет друг у друга спрашиваем, но и поругаться можем хорошенько. У творческого человека много сомнений. Порой нужно что-то отсечь, тогда показываешь другим и делаешь выводы. Но все решения за тобой, конечно. Нужно учиться на собственных ошибках и не давать слабинку, порой дожать. Если шар должен быть такого диаметра, то он должен быть большим, а не таким, который предлагают. 

- В одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что мечтаете побыть левой рукой Президента РФ. Мечта не изменилась?

 - Это желание не изменилось, всегда была такая мечта, мне однажды даже сон такой приснился. Правая рука - понятно, она правит. А что значит "левая рука"? Обед, туда-то полетели, дела, все посмотреть, может, я бы носила тревожный чемоданчик. Есть такой интерес. Было бы интересно с пообщаться с новым Главой Мордовии Артёмом Здуновым, но пока лично не общались. 

- Каких людей вы считаете героями? И что для вас подвиг?

- Для меня герой - преодоление. Либо он "острый меч" - делает свое дело. Если он "затупленный", он не герой. А подвиг - здесь сложнее. Он бывает и мал, и прост, но повторить может не каждый. 90% нашей страны думает, что может усыновить ребенка, но делает это единицы. Наверное, это ко всему применимо. 

- О чем мечтаете?

- После яркой фазы пандемии мы хотели съездить в Париж, но не случилось. А так, давно хочу съездить в Европу. Что касается работы, то у меня давно висит проект, уже полтора-два года никак не продолжу. Называется «Пепел». Это музыкальный спектакль, где присутствует смерть, любовь, война, моменты подвига, детское отношение к своей жизни. Он не сформирован, на половине пути застрял. Он не требует суеты, нужно погрузиться, чтобы никто не мешал. Еще есть задумка более легкого жанра. Еще есть гранты, что-то с видео сделать… Я же мечтаю побыть рукой президента! Левой рукой Президента России, а правой рукой - Главы Мордовии. 

- Не могу не спросить: вы режиссер и вы женщина, насколько это две разных личности?

- Такой вопрос надо задавать моему мужчине, или окружающим меня мужчинам. Мне делают комплименты, когда я в юбке или платье. А когда их слишком много - не очень хорошо. Всего в меру. Я сильная и слабая в то же время, а еще я страстная. 

- И, конечно, вопрос про вашу традиционная кепку, откуда она взялась? 

- Может, я родилась в кепке (смеется). Мне удобно. Кепка - это мой домик, я в нем как улиточка прячусь. Удобно от солнечных лучей прятаться, от дождя, а еще от слишком прямых лучей чьих-то блестящих глаз. Иногда у меня мысли в кепке собираются. Ну, а еще стиль. Есть кепки, которые дарят, есть сезонные, теплые, легкие, есть пришедшие в негодность, но их жалко.
- Какой совет можете дать читателям?

- Дочери и окружающим говорю - все познается в сравнении. У кого-то щи пустые, у кого-то жемчуг мелкий. Все идет от сердца или совести, а совесть - это бог в себе. Совет тем, что читает: а делай мир лучше в силу своего мастерства.

Я знаю об этой истории больше

Знаете об этой истории больше?

В свободной форме. Пожалуйста, не помещайте в это поле ссылки. Их вы можете прикрепить ниже
Вы можете прикрепить фото в форматах .jpg, .png
Редактор свяжется с вами, если появятся вопросы
Все правки проходят премодерацию. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации без объяснения причин
1
Сказать спасибо
Поделиться