Истории, которые вдохновят вас на большее
Помочь проекту

Сергей Дажинов

посёлок Тёша, Нижегородская область, 20.07.2021
4
Сказать спасибо
Поделиться

В Нижегородской области пожарный Сергей Дажинов предотвратил взрыв состава с цистернами бензина - он на своём тракторе отбуксировал горящий локомотив. В 2022 году Сергей стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.

— Сергей, вспомните, пожалуйста, тот день, 20 июля 2021 года. Сколько примерно было времени, когда поступило сообщение о возгорании грузового поезда? Как всё происходило?

— Было уже около 8 часов вечера, поэтому в пожарной части оставалась только мы, четверо дежурных: начальник караула Сергей Родионов, двое пожарных-спасателей: Александр Карасёв и я, а также наш водитель пожарной машины Александр Раков. Начальник пожарной части был дома. Точно не знаю, кто ему сообщил, но именно от него мы потом узнали, что на станции горит электровоз. Собрали все имевшиеся в части огнетушители, ведь до полного отключения на станции электричества, мы могли бороться с огнём только так. На место выехали буквально через 10 минут, а уже метров за 400 – 500 до места увидели всполохи огня. Там уже был начальник пожарной части, собрались первые очевидцы, бегали машинист и помощник горящего состава. 

Мы заранее приготовили технику и воду к тому моменту, когда поступит сигнал об отключении электроэнергии. Достали огнетушители, и пытались хоть как-то приглушить огонь с их помощью. Машинисты показали, где находятся техвырезы, позволяющие забраться под поезд и максимально приблизиться к возгоранию. Внутрь горящего локомотива пробраться было уже нельзя. Температура слишком высокая. Внутри бушевал сильный пожар, и сквозь воздушные отверстия он уже вырывался наружу. Мы начали тушить порошковыми огнетушителями. Они, конечно, помогали, но совсем ненадолго. Свои огнетушители использовали и машинисты. Но полностью потушить огонь не получалось. Официальное письменное разрешение об отключении электроэнергии, пришло позднее, минут через 15.

— Сколько вагонов было в составе? Они все были заполнены бензином?

— Всё 72 вагона были заполнены топливом, а вёз состав электровоз, в котором и произошло возгорание. Он состоял из двух отделений, и горело именно то, что было ближе к топливным цистернам.

— А как получилось, что горящий электровоз и состав, вагоны которого были наполнены топливом, остановился на железнодорожной станции, расположенной в непосредственной близости от населённого пункта?

— Со слов машиниста, поезд загорелся на ходу, ещё на перегоне. Остановиться там, они не могли. Запасных путей на перегоне нет, а перекрывать путь и останавливать движение полностью нельзя. Им пришлось «тянуть» до ближайшей станции, на которой был запасной путь, а это как раз и была наша Тёша. А станция здесь появилась давно, когда и речи не шло о соблюдении противопожарной безопасности. Это сейчас расстояние между домами и железнодорожными путями должно составлять не менее 15 метров, а в то время… Буквально один метр! Это очень опасно – метр. Перекинуться могло бы…

— Получается, что огнетушители остановить пламя не могли, угроза взрыва сохранялась, а официального сообщения об отключении электроэнергии и «отмашки» для полноценного тушения ещё не было. Как вы действовали?

— Очень быстро. Кстати, нам помогали все – местные жители постарались сделать всё возможное, чтобы предотвратить взрыв, а не просто стояли и смотрели на происходящее. Сначала мы, 25-30 мужчин, все вместе попытались вручную отодвинуть горящий локомотив от взрывоопасных цистерн. Он даже немного поддался, но откатить его на безопасное расстояние мы не смогли. Электровоз продолжал гореть, а тушить мы всё ещё не могли. 

Однако, увидев, что даже вручную мы смогли хотя бы немного его сдвинуть, я решил отогнать его на безопасное расстояние трактором. Быстро согласовав идею с руководством, я тут же съездил за ним, и тут же вернулся, прихватив с собой трос. Собравшиеся помогли подцепить электровоз к трактору. Вес локомотива около 200 тонн, а трактора – около 3,5. Разница колоссальная. Как слон и муравей. Но движение шло по рельсам, и всё получилось!Конечно, сначала было тяжело. Несколько раз трактор вставал «на дыбы», но разрыв между горящим электровозом и составом постепенно увеличивался. Все собравшиеся мне помогали: поддерживали и подсказывали, как двигаться в следующую секунду. Когда разрыв достиг примерно 24 метров, и опасности взрыва больше не было, я остановился. Съехал с рельсов. Из трактора вышел как будто в трансе. А собравшиеся люди просто подхватили меня на руки и начали благодарить. Непередаваемое ощущение, просто до мурашек. Но это всё быстро, конечно, прошло.

 

— А что было дальше?

— Начальник станции сообщил о полном отключении на станции электроэнергии и передал нам письменное разрешение на тушение пожара. Магистральная линия уже была готова. Мы разбили окна электровоза, слегка приоткрыли дверь и направили в горящий локомотив потоки воды. Наконец, огонь удалось полностью потушить. 

Кстати, когда возгорание только произошло, машинисты сразу же вызвали специальный пожарный поезд из Мурома. К счастью, мы оперативно справились с огнём своими силами, и отбой поезду дали ещё до того, как он успел до нас доехать. 

— В какой-то момент вам было страшно?

— У меня был страх от большого напряжения… Когда видишь огонь, всё готово, чтобы его потушить, но нужно ждать… А то, что огонь мог перекинуться на цистерны и спровоцировать взрыв, это совсем другое… Там бы, конечно, трагедия была. Но в тот момент я и мои коллеги об этом даже не думали. Всеми силами старались просто не допустить этого. К счастью, нам это удалось. 
— Обращусь в прошлое. Почему однажды вы пришли работать в пожарную охрану? Как давно это произошло?

 

— Все, наверное, помнят страшную засуху 2010 года. Горели леса. Не обошло это стороной и Нижегородскую область. Я работал тогда маляром на одном их региональных предприятий, а в свободное время ездил бесплатно помогать в тушении лесов. Волонтёрил, как сейчас принято говорить. Меня заметили, пригласили на работу в пожарную часть. Я согласился. В 2011 году начал работать в Тёшинской пожарной части. И свободного времени стало побольше и своё шедшее из глубины души желание помогать людям, столкнувшимся с огненной стихией, я теперь мог реализовывать профессионально. Выучился ещё и на спасателя. Официально стал пожарным-спасателем. 

— А чем вы решили заниматься в свободное от работы время? 

— С подачи соседа стал работать в лесу. К тому моменту он этим занимался уже 17 лет, так что научил меня валить деревья с соблюдением правил техники безопасности, работать на тракторе. Потом я свой приобрёл. В общем, всё закрутилось. Я набрал бригаду, и стали мы в лесу работать. Меня начали нанимать арендаторы лесных угодий. Я им валю лес, обрабатываю вместе с ребятами, а они только приезжают и забирают готовую древесину. Мы же потом приводим потом в порядок делянку и сдаём её главному лесничему. Но лес не всегда бывает, а график в пожарной части – сутки через трое. Что делать? Я ещё скотинку завёл. Со временем появилась семейная ферма. 
— Снова вернусь в прошлое. Были ли ещё в вашей жизни запомнившиеся случаи, когда доводилось помогать людям, возможно, кого-то спасать?

 

— Да. Один такой случай произошёл, когда я работал смотрителем железнодорожных путей. В одно из дежурств, зимой, как раз после новогодних праздников, я пошёл в очередной раз осматривать пути. В одном месте заметил излом рельса, который запросто мог стать причиной аварии. Чтобы этого не произошло, я тогда оперативно устранил проблему, не вызывая технических специалистов. Как это сделать, я знал. 

Второй запомнившийся случай произошёл в юности, лет 25 назад. У одного моего друга был брат-инвалид Гоша. Ходить он не мог, передвигался только ползком. А в их доме однажды случился пожар. Гоша плохо воспринимал окружающую действительно и, пытаясь спастись от огня, забился под старую кровать. Сетка на ней порвалась и её проволокой заделали, матрацем прикрыли, ничего и не видно. Гоша залез туда в вязаном свитере и зацепился. Тут пожар, крыша горит, а он не может выбрать. Мы с другом его тащим тогда и понимаем, что не осиливаем, огонь разгорается… тогда мы его со всей силы дёрнули вдвоём, свитер разорвался, и мы его спасли. 

А ещё я из пожара человека вытаскивал. Задымление было, а человек тоже как бы не в себе был. Я не знаю, как это назвать… С головой, короче, что-то не то. И он сидел и спички кидал, а жена ругалась. А он сидит и спички кидает… Их прячут от него, а он… Ну в голове так… Воровал, прятал, а потом сидел и кидал спички. И матрац у него загорелся: не горел огнём, а просто дымно сильно было. И нас вызвали. Мы приехали, я его первый нашёл и вот так ползком, подобрался, за руки его схватил и вытащил в другую комнату, где уже дышать можно было. Вот, пожалуй, три даже запомнившихся случая.

— Давайте ещё раз вернёмся к случаю, когда вы с помощью трактора отогнали горящий локомотив. Если бы вы были не профессиональным пожарным-спасателем, а простым очевидцем случившегося, вы бы могли поступить так же?

— Да, конечно. Ещё не работая в пожарной части, я всегда приходил на помощь. Если слышал, что где-то нужна помощь, обязательно спешил туда и помогал. Я не знаю, почему. Не могу объяснить. Просто изнутри что-то зовёт, идёшь и помогаешь. 

— А после того случая героем себя почувствовали?

— Нет. Помог и помог, молодец. Мне кажется, так же поступил бы любой из моих товарищей. Просто, возможно, меня тогда смекалка не подвела, и я подумал про трактор. А пожар мы все тушили. На помощь пришли даже те коллеги, кто тогда не на дежурстве был. Люди, способные помочь, нужны всегда, и мы ходим и помогаем друг другу, чтобы всё быстренько собрать, опять поставить машину в расчёт и доложить диспетчеру: «Мы готовы к дальнейшим испытаниям судьбы». 

— Как вы думаете, откуда появились истоки вашего неравнодушия?

— Из глубокого детства. Мама одна воспитывала нас с младшим братом. Жили мы бедно, но всегда всё делили поровну. А ещё у нас бабушка очень добрая была. Она учился всегда со всеми здороваться, даже с совершенно незнакомыми людьми. Я говорю: «Ба, я не знаю этого человека», а она мне – «Тебе что, трудно? У тебя что, язык отвалится? Ну скажи человеку «здравствуйте», он тебе махнёт, улыбнётся, и ему будет приятно». Ну и плюс мы с друзьями всегда друг другу помогали, и никто никогда не хотел на этом заработать.

— У вас с супругой двое детей. Как вы их воспитываете, чтобы однажды они тоже не смогли пройти мимо чужой беды?

— Старшую, Дашу, уже воспитал. Ей сейчас 19 лет, и она – студентка, будущий врач. Параллельно работает в кафе. И ей уже довелось показать своё неравнодушие. Когда один из посетителей их заведения ударился головой, и у него открылось сильное кровотечение, Даша заткнула рану полотенцем и держала его до приезда скорой помощи. Медики её потом поблагодарили за помощь, а она со мной поделилась своими эмоциями: «Папа, как я рада. Как меня благодарили за то, что я закрыла рану и остановила кровь. Он бы мог умереть от потери крови». И она как бы загорелась этим – буду помогать людям. 

Младшему сыну, Давиду, сейчас 9. Думаю, он тоже никогда не сможет пройти мимо чужой беды. Мне кажется, неравнодушие всегда закладывается в семье. Родители, бабушки и дедушки всегда должны быть достойным примером. Если дети уважают тебя, они тоже стараются самореализоваться. Если ты их ещё за это хвалишь, мне кажется, это откладывается где-то на подкорке, а потом, в нужной ситуации, само собой выплёскивается, и человек просто не может не помочь другому. Уверен, что мои дети никогда не заставят меня усомниться в том, что их воспитали достойными людьми. 

Фото Сергея Дажинова специально для проекта "Подвиги" сделал Андрей Захаров (Солод), г. Арзамас.


Вот имена пожарных-героев, которые предотвратили большую беду: начальник пожарной части Николай Шкенёв, начальник караула Сергей Родионов, Александр Карасёв, водитель пожарной машины Александр Раков и Сергей Дажинов. Благодарим Дарью Дажинову за предоставленные фото и видеоматериалы. 

Я знаю об этой истории больше

Знаете об этой истории больше?

В свободной форме. Пожалуйста, не помещайте в это поле ссылки. Их вы можете прикрепить ниже
Вы можете прикрепить фото в форматах .jpg, .png
Редактор свяжется с вами, если появятся вопросы
Все правки проходят премодерацию. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации без объяснения причин
4
Сказать спасибо
Поделиться