Истории, которые вдохновят вас на большее
Помочь проекту

Юрий Козловский

Чита, 27.03.1973
6
Сказать спасибо
Поделиться
Летчик, повторивший подвиг Маресьева 

27 марта 1973 года в тайге упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь мастерство и мужество военного летчика помогли избежать неминуемой трагедии и человеческих жертв.

Капитан Юрий Козловский, служивший в 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа, поднялся в воздух с аэродрома рядом с городом Джида. Его самолет – цель, два других – перехватчики. Обычное задание для военного летчика. В какой-то момент у капитана возникли сомнения: что-то не так с навигационными приборами. Доложил на командный пункт, и ему подсказали: «Возьми 30 градусов влево». Козловский это выполнил. Затем последовало: «Еще 30 градусов влево. Перейди на другую кнопку». Летчик переключил радио, и... связь пропала. Сколько ни пытался переходить с канала на канал – безрезультатно. Козловский вышел под облака и понял, что находится совсем не в том месте, куда должен был лететь.

Позднее выяснится, что вместо него по роковой ошибке с земли вели другой самолет. А пока он был один в небе. Вдруг радио заговорило: прорезался голос другого летчика. Поднявшийся в воздух однополчанин Марат Тульнов услышал Козловского. Через него капитан смог передать, что не знает, где находится, и что горючее на исходе.

– Что видишь?
– Подо мной море огней! – доложил Козловский.
– Это город! Чита! Уводи самолет! – был последний приказ, который передали через Марата с земли.

Юрий и так знал, что должен сделать в такой ситуации. Он направил свою машину с пустыми баками прочь от спящего города. Но электрическое огненное зарево все тянулось и тянулось под серыми крыльями обреченного самолета. Катапультироваться нельзя. Если сейчас покинуть «Сушку», то и неуправляемый, он будет продолжать лететь и в любой момент может развернуться обратно. Потому капитан уводил машину как можно дальше. Когда из виду скрылся последний огонек, Юрий катапультировался, но было слишком поздно...

Слишком поздно и слишком низко. Парашют раскрылся перед самой землей. Были сильный удар и сильная боль. Козловский упал на высокую каменистую сопку, получив открытые переломы обеих ног. Рация разбита, надеяться не на кого. Как мог, остановил кровь, прислушался. Юрию показалось, что издали доносится еле уловимый шум. Может быть, там шоссе? И летчик пополз.

Температура воздуха – минус 20. Главное – не сдаваться. Его обязательно будут искать, его обязательно найдут. Когда Юрий наконец услышал шум лопастей, и в небе показался вертолет, сердце сжалось от радости. Он запустил дымовую шашку, но порыв ветра разметал цветное облако. Вертолет пролетел мимо, а летчик опять остался один. Главное – не потерять сознания. Немного отдохнуть и опять двигаться вперед. Метр за метром. Когда путь ему преградили два ряда заборов (такие ставили, чтобы сдерживать снежные ветры), то Юрий разделся до нательного белья, прополз под ними, потом снова оделся и пополз дальше.

Его искали трое суток. Все, как положено по инструкции, – и безрезультатно. Поступил приказ: «Поиски прекратить». Понятно, что человек не в состоянии дольше оставаться в живых на таком морозе. Вертолетчик Роберт Волков с трудом выпросил разрешение на последний, или, как говорят сами авиаторы, «крайний» вылет, – он хотел еще раз исследовать местность около шоссе. Он до боли в глазах всматривался вниз и наконец увидел человека, неподвижно лежавшего на куче гравия рядом с дорогой.

Козловский был жив. Преодолев ползком 7 км тайги, борясь со стужей, со сном, с потерей крови, он достиг шоссе. И опять – роковая случайность. Тот участок автострады был пуст и безлюден. «Закрыто на ремонт». Вонзая в мерзлый грунт нож, Козловский безуспешно пытался взобраться на кучу гравия у дороги. И взяв свою последнюю высоту, полностью выбился из сил и потерял сознание.
Его нашли! Температура внутренних органов Козловского была 33,2 градуса, а снаружи он был весь ледяной. Врачи сказали: «Не выживет!».

Лечение заняло два года. Ноги до коленей ампутировали. Был пройден интенсивный курс лечения поврежденных органов. Из палаты Козловский вышел уже на протезах.

Летчик 1-го класса победил смерть, но в 30 лет, на взлете карьеры, остался без профессии. К полетам, как ни просил, капитана больше не допустили. А разве может быть жизнь без неба? Юрий нашел в себе силы окончить технический вуз. И потом пошел работать на завод им. Сухого в лабораторию по разработке искусственного сердца.

Высокий красивый мужчина с военной выправкой, лихо гоняющий на машине, походка с легким раскачиванием, как у моряка, – таким увидела своего будущего мужа Надежда. Красавица, студентка, звезда бальных танцев. Через два месяца Юрий и Надежда сыграли свадьбу.

– Мы жили недалеко от военного аэродрома в Чкаловском, – вспоминает Надежда. – Военные самолеты часто пролетали над нашим домом. Юра сразу вскидывал голову вверх и по звуку тут же определял, какой летит. Такая у него тоска была. Он так надеялся, что ему снова разрешат летать.

Сегодня Юрий Козловский, всю жизнь помогавший людям, работает в фонде «Московский ветеран». С любимой женой вместе уже 30 лет. Вместе они собирали деньги на операции для больных детей, участвовали в освобождении заложников в Армении. И даже сегодня, когда становится все труднее ходить на протезах, Козловский по первой просьбе спешит туда, где нужна его помощь.

Недавно он сделал себе подарок на день рождения – совершил прыжок с парашютом.

– Ему ведь до сих пор небо снится, – говорит Надежда. – Он иногда просыпается такой радостный, глаза сияют, и говорит: «Я сегодня опять летал».
 
Я знаю об этой истории больше

Знаете об этой истории больше?

В свободной форме. Пожалуйста, не помещайте в это поле ссылки. Их вы можете прикрепить ниже
Вы можете прикрепить фото в форматах .jpg, .png
Редактор свяжется с вами, если появятся вопросы
Все правки проходят премодерацию. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации без объяснения причин
6
Сказать спасибо
Поделиться